«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты.
Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, -
это умное руководство со стороны взрослых».
(Н.Т. Винокурова)
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Если таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовать в своей деятельности одну из важнейших целей – формирование творческой личности ребёнка.
Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
Главная цель образовательной инициативы, которая отражена в нашем сборнике – способствовать умственному развитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Для достижения данной цели мы определили следующие задачи:
- изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей, способностей);
- создание условий, для развития творческих способностей, инициативы, лидерских качеств;
- сплочение детского коллектива и коллектива взрослых.
Приоритетными направлениями деятельности являются:
- взаимодействие с семьями учащихся, педагогами дополнительного образования, школьным психологом, учителями-предметниками;
- развитие ученического самоуправления в классе;
- патриотическое воспитание на основе использования идеалов общечеловеческих ценностей, традиций родного края и своего народа;
- нравственное и эстетическое развитие детей;
- обучение культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
- привитие основ здорового образа жизни.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают, что нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении.
Данная тема является актуальной, так как в наше время существует потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельности.
Поэтому в нашем сборнике мы предлагаем разнообразные методические разработки, как уроков, так и внеклассных мероприятий для учителей начальной школы.
Работу по формированию и развитию творческих способностей школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время и в средней и в старшей школе. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Представленные уроки и внеклассные мероприятия направлены на саморазвитие ребенка, его способности к самообучению, получению навыков адекватно оценивать собственные возможности и интересы, любить себя и окружающий мир, жить в полную силу. Воспитывают трудолюбие, любовь к родному краю, содействуют формированию экологического образа мышления.
Учителя используют дидактические, психологические, театральные приемы.
Методические разработки имеют практическую значимость, так как уровень запоминания учебного материала при данных формах обучения значительно возрастает – «обучение с увлечением».
Этот сборник, на наш взгляд, представляет интерес, как для молодых учителей, так и для опытных, желающих привить любовь к предметам, развить творческие способности ребенка, умение увидеть главное в потоке информации, увидеть прекрасное в повседневном.
Корсунова Татьяна Владимировна,
заместитель директора по УМР
ГОУ ЛНР «Перевальская гимназя №1»
Тел.0508474545